Отсутствие какого-либо шума под капотом или надрывный гул при повороте ключа в замке зажигания, скрежет и звуки искрения — это признаки неисправного стартера.
Замена стартера — это несложная задача благодаря удачной компоновке подкапотного пространства. Но у новичков ремонт этого узла может вызвать проблемы, поэтому операцию лучше доверить автоэлектрику.
Далее о том, где находится стартер на Renault Logan первого и второго поколений, как он работает, как его снять и отремонтировать.

Расположение и устройство
Стартер в Renault Logan I и II поколения установлен на задней стенке двигателя под впускным коллектором. Он состоит из трех компонентов: электродвигателя постоянного тока, обгонной муфты и тягового реле.
Якорь электромотора крутится на подшипниках во втулках, впрессованных в крышки корпуса. Последние соединены двумя болтами. На конце якоря установлена обгонная муфта (бендикс) с приводной шестерней, скользящей по шлицам вала. Последняя при срабатывании тягового реле зацепляется за зубья на венце маховика.
При повороте ключа зажигания в положение «Старт» на обе обмотки (втягивающую и удерживающую) тягового реле подается напряжение. Якорь внутри реле втягивается, увлекая за собой пластмассовый рычаг, выталкивающий приводную шестерню, зацепляя ее с зубьями маховика.
При повороте ключа в положение «Зажигание» подача напряжения на удерживающую обмотку прекращается и под действием пружины приводная шестерня выводится из зацепления с маховиком.
Возможные неисправности и их причины
| Симптом | Причина | 
|---|---|
| Стартер не крутит | Разряжена стартерная батарея или окислились ее выводы; Обгорание коллектора, заклинивание или износ контактных щеток; Обмотка якоря повреждена; Окислились контакты тягового реле или клеммы на соединительных проводах | 
| Стартер крутится, но коленчатый вал не проворачивается | Повреждены шестерня привода или зубья венца маховика; Перегорел предохранитель F01; Нет замыкаются контакты при включении зажигания; Повреждена втягивающая обмотка или заедает якорь реле; Неисправна обгонная муфта; Повреждены соединительные провода | 
| Шум и треск при работе стартера | Окисление выводов АКБ и клемм проводов, плохой контакт между ними; Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке; Износ втулок, на которых вращается якорь; Деталь закреплена неплотно или с перекосом; Изношены зубья приводной шестерни; Приводная шестерня не выходит из зацепления с маховиком | 
Краткие характеристики двигателей
| Характеристики | K7J (1.4 л) | K7M (1.6 л) | K4M (1.6 л) | 
|---|---|---|---|
| Объем двигателя, куб.см | 1390 | 1598 | 1598 | 
| Мощность, л.с. | 75 | 80 - 90 | 100 - 115 | 
| Кол-во цилиндров | 4 | 4 | 4 | 
| Кол-во клапанов | 8 | 8 | 16 | 
| Крутящий момент, Нм | 112 | 124 - 137 | 145-156 | 
Каталожные номера (артикулы)
Артикулы оригинальных запчастей
В официальном каталоге Renault они обозначены следующими номерами:
- для двигателей K7J (1,4 л, 8 кл.) и K7M (1,6 л, 8 кл.) — 7700274303, 8200590412, 8200815083;
- для двигателя K4M (1,6 л, 16 кл.) — 8200 266 777G.
| Двигатель | Артикул | Средняя цена, руб. | 
|---|---|---|
| K7J (1.4 л) | 7700274303 8200590412 8200815083 | 8480 9680 9780 | 
| K7M (1.6 л) | 7700274303 8200590412 8200815083 | 8480 9680 9780 | 
| K4M (1.6 л) | 8200 266 777G | 12600 | 
В качестве оригинальных деталей на машины с моторами K7J и K7M комплектовались стартерами от компании Mitsubishi моделей M000T45171ZT и M000T46371ZT. Двигатель K4M оснащается стартером Valeo TS10E1.
Артикулы аналогов
Для двигателей К7J и К7М
| Производитель | Артикул | Средняя цена | 
|---|---|---|
| AS | S3021 | 6491 | 
| BEHR HELLA | 8EA012526671 | 13910 | 
| BOSCH | 986022830 | 13423 | 
| CARGO | 111251 | 4151 | 
| CARGO | 115442 | 6128 | 
| CV PSH | 570544083 | 4886 | 
| DELCOREMY | DRS3775 | 8986 | 
| DEXEL | XST6032 | 4036 | 
| DEXEL | XST9057 | 5775 | 
| DEXEL | XST6090 | 3673 | 
| DOMINANT | RE77000105080 | 3571 | 
| ELSTOCK | 253042 | 7969 | 
| ERA | 220389 | 5299 | 
| FENOX | ST21103 | 6082 | 
| FRANCECAR | FCR210170 | 4596 | 
| HC PARTS | CS1186 | 4538 | 
| HERTHBUSS JAKOPARTS | 42455950 | 9194 | 
| KRAUF | STV1186 | 5233 | 
| KRAUF | STV1186BA | 4677 | 
| KRAUF | STV1186YJ | 4282 | 
| KRAUF | STV1186RD | 5052 | 
| MAGNETI MARELLI | 943206811010 | 4050 | 
| PLUS LINE | 570544083000 | 4608 | 
| SAT | ST8200815083 | 8016 | 
| TESLA TECHNICS | TT15271 | 5638 | 
| THERMOTEC | TT15271 | 6489 | 
| VALEO | 432622 | 10547 | 
| VALEO | 43808 | 8065 | 
| WAI | 30177N | 5442 | 
Для двигателей К4М
| Производитель | Артикул | Средняя цена | 
|---|---|---|
| AS | S3012PR | 4480 | 
| AS | S3012 | 7112 | 
| BEHR HELLA | 8EA012527471 | 12166 | 
| BOSCH | 986022810 | 14778 | 
| DELCOREMY | DRS3948 | 13488 | 
| ELSTOCK | 254155 | 8901 | 
| HC PARTS | CS1276 | 5767 | 
| MAPCO | 13157 | 12306 | 
| PLUS LINE | 570522083000 | 4958 | 
| TRW | LRS02295 | 12714 | 
| TRW | LRS01566 | 12716 | 
| TRW | LRS02483 | 13916 | 
| VALEO | 438163 | 11857 | 
| VALEO | 458179 | 14888 | 
| WAI | 32566N | 6528 | 
Самостоятельная замена
Для замены стартера на Renault Logan первого и второго поколения потребуется следующий инструмент:
- смотровая яма;
- ключи — 8, 10, 13 мм;
- торцевая головка — 10, 13, 16 мм;
Порядок действий следующий:
- Вытащить ключ из замка зажигания.
- Снять клемму с отрицательного полюса аккумулятора. 
- Снять защиту двигателя, вывернув головкой на 10 шесть болтов, крепящих ее подрамнику.
- Для двигателей K7J и K7M: снять корпус воздушного фильтра.
- Для двигателя K4M: снять глушитель шума впуска.
- Для двигателя K7J и K7M: снять кронштейн впускного трубопровода, выкрутив головками на 13 и на 16 верхний и нижний болты соответственно. 
- Открутить ключами на 8, на 10 (для K7J и K7M) и на 13 (K4M) гайки, фиксирующие клеммы на выводах тягового реле. и на 13 (K4M) гайки, фиксирующие клеммы на выводах тягового реле.
- Выкрутить торцевой головкой на 13 три болта, крепящих запчасть к блоку цилиндров, и снять ее с автомобиля. Три болта крепления стартера к ДВС на Рено Логан 1  Болты крепления стартера на Рено Логан 2 
- Отремонтировать, если это возможно.
- Установить все снятые детали в обратном порядке
Диагностика
Необходимые инструменты:
- заряженная аккумуляторная батарея,
- соединительные провода,
- отвертка с пластмассовой или резиновой ручкой.
| Проверяемый элемент | Проверка | Расшифровка результата | 
|---|---|---|
| Электродвигатель | Соединить отрицательный полюс аккумулятора с корпусом стартера, а положительный – с выводом № 3 (на фото выше) | Если двигатель заработал, то он исправен. Если нет, то нет контакта на пластинах коллектора (они подгорели или щетки износились) или есть обрыв в обмотке якоря | 
| Втягивающее реле | Соединить положительный полюс АКБ с выводом № 2, а отрицательный – с корпусом. Замкнуть отверткой выводы № 1 и № 2 | Если двигатель заработал, то реле исправно. Если нет, то в его обмотках есть обрыв и его нужно заменить. Если реле щелкнуло, двигатель заработал, но приводная шестерня не сдвинулась, то неисправен ее привод | 
Ремонт
Для разборки и ремонта стартера Renault Logan нужны следующие инструменты:
- ключи — 8, 12, 13 мм;
- торцевая головка — 12, 22 мм;
- крестообразная, шлицевая отвертка;
- молоток;
- очиститель электромоторов;
- раздвижные пассатижи.
Порядок действий следующий:
- Открутить ключом на 12 (в некоторых случаях на 13) гайку, крепящую провод от электродвигателя к выводу тягового реле.  
 
- Открутить ключом на 12 (в некоторых случаях на 13) гайку, крепящую провод от электродвигателя к выводу тягового реле.
- Выкрутить крестообразной отверткой два винта, крепящих реле к корпусу. 
- Снять реле и проверить плавность хода якоря, утопив его в корпус. Он не должен заедать. 
- Открутить ключом на 8 два болта, стягивающих крышки стартера. 
- Снять опору, уплотнитель рычага привода и переднюю крышку. 
- Сдвинуть по валу ограничительное кольцо хода приводной шестерни, воспользовавшись торцевой головкой на 12 и молотком. 
- Вытащить из канавки на валу стопорное кольцо, поддев его отверткой.  
- Снять с вала бендикс. 
- Проверить работу узла, зажав пальцами цилиндрическую часть и покрутив шестерню в обе стороны. Она должна вращаться только в одну.
- Вывернуть крестообразной отверткой два винта, крепящих заднюю крышку к корпусу и снять ее.
- Вытащить якорь и щеточный узел.
- Очистить коллектор электромотора, обработав его очищающим средством.
- Установить новые щетки в пазы на щеточном узле и отцентрировать их, вставив между ними головку на 22.
- Прижав головку к коллектору аккуратно сдвинуть на него щеточный узел.
Установить снятые детали в обратном порядке. Для установки на прежнее место ограничительного кольца рекомендуется использовать раздвижные пассатижи.



























