Каталитический нейтрализатор — это компонент выхлопной системы, назначение которого — очистка отработавших газов и изменение их состава. По разным причинам эта деталь может выйти из строя.
Замена каталитического нейтрализатора на оригинальные запчасти или их аналоги — это дорогостоящая процедура, требующая специального оборудования. Полное удаление узла или замена на пламегаситель обойдется дешевле и немного повысит мощность.
Ниже — о принципе действия катализатора на Renault Logan и процедуре его замены на такой же узел или на пламегаситель.
Расположение
Каталитический нейтрализатор на автомобиле Renault Logan 1-го и 2-го поколений находится под днищем в районе моторного щита. Исключение — двигатель K7M на Logan 2, там он располагается в подкапотном пространстве и объединен с выпускным коллектором.
Принцип действия
Катализатор представляет собой металлический цилиндр, наполненный пористым материалом. Обычно это керамический блок с сотовой структурой. Блок покрыт двумя слоями веществ: первый — химические активаторы, второй — драгоценные металлы (родий, платина, палладий). При прохождении выхлопных газов в сотах нейтрализатора начинается химическая реакция. По ее завершении вредные оксид углерода (СО) и оксиды азота (NxOy) превращаются в диоксид углерода (СО2), азот (N2), а остатки бензина — в диоксид углерода и пар.
Причины и симптомы выхода из строя
Так как вещество с поверхности керамического блока не расходуется для очистки выхлопа, то и срок службы каталитического нейтрализатора в теории равен сроку службы двигателя. На практике это не так. Этот узел может сломаться по следующим причинам:
- Догорание топлива в катализаторе из-за износа двигателя, неисправной системы зажигания или некачественного бензина.
- Разрушение керамического блока из-за резкого перепада температур при проезде лужи или удара при проезде неровности.
- Забивание сот продуктами сгорания моторного масла из-за изношенных цилиндров, маслосъемных колец и колпачков.
На неисправность узла указывают следующие симптомы:
- снижение максимальной скорости;
- увеличение расхода топлива и времени разгона;
- проблемы с пуском двигателя из-за плохой вентиляции цилиндров.
- едкий запах выхлопа;
- шум под днищем, похожий на биение гаек в металлической банке;
- горит контрольная лампа Check Engine на моторах с датчиком кислорода, установленным после катализатора.
Артикулы (каталожные номера) запчастей
Оригинальные артикулы
В каталоге оригинальных запчастей каталитический нейтрализатор обозначен следующими кодами:
- для K7J, K7M — 8200916975, 8200916976;
- для K4M — 200105099R;
- для H4M — 200106217
Средние цены
Для K7J и K7M
Производитель | Артикул | Примечание |
---|---|---|
BOSAL | 90159 | Аналог |
RENAULT | 8200916976 | Оригинал |
RENAULT | 8200916975 | Оригинал |
Для K4M
Производитель | Артикул | Примечание |
---|---|---|
RENAULT | 200105099R | Оригинал |
Для H4M
Производитель | Артикул | Примечание |
---|---|---|
RENAULT | 200106217R | Оригинал |
Инструкция по самостоятельной замене
Для замены катализатора на Renault Logan потребуется следующий инструмент:
- отрезная машинка по металлу;
- ключи / торцевые головки на 8, 10, 13 мм;
- сварка;
- смотровая яма;
- домкрат;
- подставки под кузов;
- стяжки для пружин;
- отвертка;
- мел или маркер.
Порядок действий
- Заблокировать передние колеса, включив первую передачу.
- Для двигателя K7M (Logan 2):
- Снять защиту двигателя.
- Снять термоэкран выпускного коллектора.
- Выкрутить головкой на 13 два болта, крепящих приемную трубу к выпускному коллектору. Вынуть пружины.
- Снять выпускной коллектор, открутив 7 болтов головкой на 10.
- Установить новый коллектор.
- Для двигателей K4M, K7J, K7M (Logan 1), H4M:
- Вывесить левую заднюю часть автомобиля.
- Стянуть стяжками левую заднюю пружину и снять ее.
- Снять резиновые подушки, на которых подвешена выхлопная система, с помощью отвертки.
- Выкрутить головкой на 10 из крепления приемной трубы к выпускному коллектору и снять пружинки.
- Отжать вниз балку задней подвески и снять выхлопную систему.
- На промежутке между катализатором и резонатором, катализатором и приемной трубой найти две метки.
- Провести посередине между метками линию мелом/маркером.
- Вырезать катализатор по этим линиям.
- Приварить новый элемент.
- Установить снятые детали в обратном порядке.
Удаление катализатора (замена на пламегаситель)
Оригинальные запчасти и их заменители стоят достаточно дорого: более $700 и $300 соответственно. Поэтому некоторые автовладельцы решают заменить катализатор на пламегаситель, так как он стоит $20—30. Пламегаситель — это устройство, конструктивно очень похожее на резонатор и работающее аналогичным образом. Это решение подойдет для машин с двумя датчиками кислорода, так как оно поддерживает установку механической или электронной обманки датчика кислорода, установленного после каталитического нейтрализатора.
Полное удаление катализатора, то есть замена этого компонента выхлопной системы отрезком трубы подходящего диаметра или паука (для Logan 2 с двигателем K7M) подойдет для машин с одним датчиком кислорода.
Плюсы и минусы
К достоинствам замены катализатора на пламегаситель или его полного удаления можно отнести:
- низкую цену запчастей и работ по установке;
- снижение требований к топливу: можно заправляться бензином, соответствующим стандарту Евро-2, а не Евро-4 или Евро-5;
- 5—10%-й прирост мощности благодаря улучшенному наполнению цилиндров за счет отсутствия препятствий на пути выхлопных газов.
Недостатки у замены/удаления следующие:
- изменение состава выхлопных газов;
- повышение нагрузки на основной, дополнительный глушители, соединительные трубы из-за возросшей температуры выхлопа и ускоренная поломка этих компонентов выхлопной системы;
- могут возникнуть проблемы при прохождении технического осмотра.
Порядок действий
- Снять старый катализатор. При желании его можно вскрыть, вытащить наполнитель и заварить. В этом случае нужно только установить обманку второго лямбда-зонда или сменить прошивку ЭБУ.
- Вварить в выхлопную систему пламегаситель, отрезок трубы.
- Установить механическую или электронную обманку и подключить ее.
- Сменить прошивку ЭБУ.
- Установить снятые детали в обратном порядке.