Иногда после включения стартера ключом зажигания не заводится машина. Причин для этого много. Одна из них — неправильная работа самого стартера.
Эта статья расскажет, почему двигатель машины не запускается, как работает стартер, как его снять и отремонтировать.
Стартер устроен достаточно просто, и, если знать его конструкцию, с разборкой и заменой неисправных компонентов справиться будет легко.
Расположение
Стартер на «Шевроле Лачетти» находится на передней стенке (по ходу движения) блока цилиндров, ближе к стыку двигателя и КПП. Он стоит так, чтобы зубья на его валу могли совпасть с зубьями на маховике.
Устройство
Стартер представляет собой цилиндр из стали. Сверху крепится тяговое реле с 2 обмотками: втягивающей и удерживающей. Внутри скрыт электродвигатель, планетарный редуктор и вал привода.
В приборе используется электродвигатель постоянного тока с возбуждением от 2 постоянных магнитов. Питание к обмоткам якоря (подвижная часть) подводится с помощью щеточного узла из 4 графических щеток длиной 8 мм. Якорь вращается на подшипниках скольжения.
Редуктор состоит из центральной, коронной шестерен и 3 сателлитов. Он передает усилие от электродвигателя на вал привода.
На валу привода установлена приводная шестерня, совмещенная с обгонной муфтой (бендиксом). Первая зацепляется с зубьями маховика и вращает его, а вторая предотвращает разрушение механических частей стартера при старте двигателя.
Схема подключения и расшифровка
Схема приведена на фото ниже.
Электродвигатель стартера постоянно подключен к аккумулятору, но не работает, так как разомкнуты контакты во втягивающем реле. При повороте ключа зажигания в положение Start ток от батареи проходит через предохранитель Ef4, замок зажигания прямо к тяговому реле. Так происходит на машинах с МКПП. В моделях с АКПП после замка зажигания ток проходит через реле блокировки стартера.
Далее ток попадает в удерживающую и втягивающую обмотки тягового реле. Приводная шестерня зацепляется с зубьями маховика, и электродвигатель начинает крутиться. При возврате ключа зажигания в положение ON тяговое реле обесточивается и приводной рычаг под действием пружины отводит приводную шестерню от маховика.
Возможные неисправности и причины
Наиболее часто встречающиеся проблемы в работе стартера приведены в таблице ниже.
Проблема | Причина |
Стартер крутит, но двигатель не заводится |
|
Стартер не крутит / крутит медленно |
|
Стартер шумит при запуске |
|
Номера запчастей
Номер артикула стартера зависит от номера кузова (6 последних цифр VIN-кода) и модификации установленного двигателя.
Артикулы оригиналов
Номера оригинальных запчастей от General Motors приведены в таблице.
Деталь | Артикулы | Средняя цена, руб | |
№ кузова меньше 293250 | № кузова больше 293251 | ||
Стартер | 96550792 | 96469963 | 6400 |
Приводной рычаг | 10452337 | 220 | |
Втягивающее реле | 93742953, 10520191 | 1800 | |
Якорь | 10452361, 10500387, 10452361 | 1950 | |
Щеткодержатель | 10452368, 10504328, 10521487 | — | |
Приводной вал с обгонной муфтой | 10452345, 10521484 | — |
Артикулы аналогов
Производитель | Артикул | Средняя цена, руб. |
Заменитель 96550792 | ||
Bosch | 0 986 017 120 | 5600 |
Delta autotechnik | A14120 | 3900 |
WPS | 6726N | 5600 |
Заменитель 96469963 | ||
AMD | EL214 | 2750 |
Cargo | 111123 | 3570 |
Delta autotechnik | A17120 | 3900 |
Fenox | ST31123 | 3900 |
Hella | 8EA 011 610-411 | 5590 |
Втягивающее реле | ||
AMD | AMD.EL401 | 930 |
Обгонная муфта | ||
Krauf | SDD8626PN | 350 |
Самостоятельная замена
Необходимые инструменты.
- смотровая яма или эстакада;
- накидные ключи 10, 12 мм;
- торцовые головки 10, 13 мм.
- удлинитель;
- карданчик.
Последовательность действий следующая:
- Заблокировать колеса задние колеса ручным тормозом.
- Снять минусовую клемму аккумулятора, ослабив гайку ключом на 10. Разместить ее так, чтобы она не контактировала с минусовым полюсом АКБ.
- Открутить ключом на 12 верхнюю гайку на тяговом реле, крепящую провод, подключенный к положительному полюсу аккумулятора. Снять провод.
- Открутить головкой на 13 гайку на корпусе стартера. Она фиксирует провод, подключенный к «массе». Снять его.
- Вывернуть головкой на 13 с удлинителем 2 болта, крепящих деталь к блоку цилиндров.
- Открутить головкой на 10 гайку, крепящую провод управления тяговым реле.
- Снять стартер.
- Установить новую запчасть и подключить провода в обратном порядке.
На этом процедура замены стартера завершена.
Ремонт
Он состоит из 2 этапов:
- поиск причины неисправности;
- разборка, замена и сборка.
Для проверки и ремонта стартера на «Шевроле Лачетти» потребуются:
- аккумулятор;
- 2 провода;
- мультиметр;
- головки на 10, 13, 21 мм, Torx E5, E6;
- шлицевая отвертка;
- молоток;
- большие пассатижи;
- смазка ШРУС-4 или аналог;
- мелкозернистая наждачная бумага.
Проверка работоспособности
Порядок действий следующий:
- Подключить деталь к аккумулятору: прикрепить один провод к «массовой» клемме стартера и минусу АКБ. Вторым проводом соединить нижний контактный болт на тяговом реле с плюсом АКБ. Если якорь крутится, то электродвигатель исправен. Иначе — изношен щеточный узел.
- Соединить верхний болт на тяговом реле с «+» аккумулятора. Отверткой замкнуть верхний и боковой болт. Если раздался щелчок и электродвигатель заработал, то тяговое реле исправно. Если нет, то нужно зачистить внутренние подгоревшие контакты. Если реле не щелкнуло, то его необходимо заменить.
- Если во время проверки тягового реле привод не сдвинулся с места, то вышел из строя рычаг привода.
- Покрутить приводную шестерню в разные стороны с помощью отвертки. Если она вращается вместе с валом в одном направлении, а в другом — нет, то обгонная муфта исправна. В противном случае требуется замена бендикса.
Разборка, замена, сборка
Порядок действий следующий:
- Открутить головкой на 13 гайку с нижнего болта тягового реле.
- Вывернуть головкой Torx E5 3 болтика с другой стороны реле.
- Снять узел.
- Вывернуть головкой на 10 2 болта на задней крышке.
- Снять электродвигатель и открутить головкой Torx E6 2 болта на задней крышке.
- Вынуть якорь и щеточный узел.
- Снять крышку редуктора, опору рычага привода, прокладку.
- Вынуть привод и рычаг.
- Сбить головкой на 10 ограничитель хода привода вниз.
- Поддеть отверткой стопорное кольцо и снять его.
- Снять вал привода, бендикс, коронную шестерню редуктора.
- Осмотреть детали. Зачистить мелкозернистой наждачной бумагой подгоревшие контакты коллектора (прямоугольные металлические полоски на краю якоря), задиры, наплывы бронзы от подшипников. Измерить длину щеток. Она должна быть больше 5 мм.
- Проверить состояние изоляции обмотки якоря Для этого нужно приложить щупы мультиметра к коллектору и сердечнику якоря. Сопротивление должно стремиться к бесконечности или 1 на аналоговых и цифровых мультиметрах соответственно. Иначе узел подлежит замене.
- Смазать шлицы вала смазкой ШРУС-4 и надеть коронную шестерню, обгонную муфту.
- Надеть ограничительное и стопорное кольцо на вал. С помощью больших пассатижей установить ограничительное кольцо на стопорное.
- Установить приводной рычаг. Выступы на нем должны быть направлены к муфте.
- Вставить вал в переднюю крышку, установить резиновую опору рычага, сателлиты и прокладку. Смазать шестерни ШРУС-4.
- Закрыть отсек редуктора крышкой.
- Собрать электродвигатель. Для правильной установки щеток вставить в центральное отверстие щеткодержателя головку на 21, надеть держатель на коллектор и вынуть головку. Полученную конструкцию вставить в корпус и закрыть крышкой.
- Вставить конец якоря в редуктор. Затянуть болты на задней крышке.
- Установить тяговое реле. Его наконечник должен зацепиться с рычагом привода.
- Закрутить 3 болтика, крепящих реле к передней крышке. На оборотной стороне прикрутить вывод щеткодержателя к нижнему болту тягового реле.