Стартерная аккумуляторная батарея, или автомобильный аккумулятор, — ключевой компонент бортовой электросети, обеспечивающий работу стартера и генератора при запуске двигателя. Эта статья расскажет об аккумуляторах для «Шевроле Нива»: основных характеристиках, типах заменителей и процессе замены.
В Chevrolet Niva используется примитивная малообслуживаемая свинцово-кислотная АКБ типоразмера 6СТ-55А с прямой полярностью и европейским типом корпуса. При необходимости ее можно заменить на более технологичную, сделанную по технологиям AGM или EFB. Замена батареи — простая задача, отнимающая 10—15 минут.
Какой аккумулятор установлен с завода
На Chevrolet Niva устанавливается малообслуживаемый свинцово-кислотный аккумулятор марки «Аком Стандарт 55». Его характеристики приведены в таблице ниже.
Параметр | Значение |
---|---|
Напряжение, В | 12 |
Номинальная емкость, А∙ч | 55 |
Ток холодного пуска, А | 425 |
Полярность | прямая |
Размеры аккумулятора (Дл.\Шир.\Выс.), мм | 242\175\190 |
Расположение клемм | Утоплены в корпус |
Тип крепления | Сверху, с помощью планки и 2 шпилек |
А теперь о некоторых характеристиках подробнее.
Полярность
Полярность выпускаемых АКБ бывает 2 видов: прямая и обратная. При прямой полярности положительная клемма находится слева, если повернуть батарею клеммами к себе. При обратной — справа.
У аккумулятора для «Шевроле Нива» полярность прямая.
Установить в рассматриваемый автомобиль батарею с обратной полярностью без доработок не получится, так как провода, соединяющие ее с генератором и кузовом, короткие.
Ёмкость
Она измеряется в ампер-часах и показывает, какое количество электричества батарея сможет отдать за 20 часов до снижения напряжения между клеммами до 10.5 вольт. Чем емкость больше, тем большее количество попыток запустить двигатель в 30-градусный мороз есть у владельца.
Сила тока холодного пуска
Это величина показывает максимальный ток, отдаваемый аккумулятором в течение 30 секунд при температуре электролита −18 °C без снижения напряжения ниже 9 В.
Чем эта величина выше, тем больше шанс запустить двигатель в холодную погоду, так как при загустении масла в двигателе и КПП усилие стартера, требуемое для проворачивания коленвала и валов КПП, и потребляемый ток увеличиваются.
Подходящие аккумуляторы для Chevrolet Niva: оригинал и аналоги
Согласно инструкции по ремонту и эксплуатации, батарея должна обладать следующими параметрами:
- типоразмер — 6СТ-55А или 6СТ-55А3;
- напряжение — 12 В;
- емкость — 55 А∙ч;
- ток холодного пуска — 255 А;
- полярность — прямая;
- размеры — 242 × 175 × 190 мм.
Все заменители можно условно разделить на 4 группы:
- классические кислотно-свинцовые с добавками сурьмы или кальция в пластины;
- сделанные по технологии AGM;
- сделанные по технологии EFB.
Батареи, относящиеся с первой группе (с добавками сурьмы) самые дешевые (2000—3000 рублей), быстро заряжаются, требуют регулярного обслуживания и выдерживают глубокие разряды. Модели с добавками кальция дороже (3000—5000 рублей) выдают на 30 % большие значения пускового тока, дольше служат, но не терпят глубоких разрядов. 3—4 переразряда приводят деталь в негодность.
Сделанные по технологии AGM, или гелевые, АКБ отличаются от классических тем, что вместо жидкого электролита пространство в ячейках заполнено гелем. Это самый дорогой тип стартерных батарей (10—15 тыс. рублей), Они хорошо переносят переразряд, исключают протечку электролита при повреждении корпуса, и их не нужно обслуживать.
АКБ, сделанные по технологии EFB, — это промежуточное звено между классическими и гелевыми батареями. В EFB-аккумуляторах жидкий электролит, увеличена толщина свинцовых пластин. Последние обернуты в пористый материал, пропитанный раствором серной кислоты. Это решение препятствует необратимой сульфатации пластин и уменьшает время зарядки.
Однозначно ответить на вопрос, какой тип аккумуляторов лучше установить на «Шевроле Нива», сложно — это зависит от эксплуатации автомобиля. Если поездки долгие (3—4 часа), то классической батареи будет достаточно. Если короткие (1—2 часа и долгая стоянка), то EFB.
Самостоятельная замена АКБ: снятие и установка
Для замены потребуются: шлицевая отвертка, пара резиновых перчаток, ключи на 10 и 13, технический вазелин. Порядок снятия и замены аккумулятора следующий:
- Заблокировать задние колеса стояночным тормозом и открыть капот.
- Поддеть защелки на заглушках, закрывающих клеммы, отверткой и открыть их.
- Надеть перчатки и ослабить ключом на 10 гайку на минусовой клемме и снять ее. Повторить то же с плюсовой клеммой.
- Открутить ключом на 13 2 гайки, крепящие удерживающую планку, и снять последнюю.
- Вынуть аккумулятор.
- Осмотреть установочное место. При необходимости снять стяжки, вынуть поддон и заменить сломанные детали.
- Поставить новую батарею.
- Закрепить планку и подключить АКБ к бортовой сети, предварительно смазав контакты техническим вазелином.
Если на место штатного поставить аккумулятор обратной полярности ничего страшного не произойдет. Главное, чтоб соответствовал размерам 242 × 175 × 190 мм. Просто его надо развернуть на 180 градусов (клеммами к борту). При этом многие такие аккумуляторы обладают бо’льшим пусковым током.
1 — в шевиниву одинаково успешно встают аккумуляторы как прямой, так и обратной полярности..
2- в шевиниву отлично встает аккумулятор 77 Ач, при той же высоте и ширине, он имеет длину больше на 30-40 мм, и как раз вписывается в штатное место