Детские автомобильные удерживающие устройства: классификация, правила выбора и особенности эксплуатации

Вопросы обеспечения максимальной безопасности детей при перевозке их автомобильным транспортом находятся на особом контроле государства и четко регламентируются ПДД РФ. В соответствии с п. 22.9 этого документа транспортировку детей в возрасте до 12-ти лет можно осуществлять только при наличии в автомобиле детского удерживающего устройства (ДУУ) либо иных средств, позволяющих надежно и безопасно фиксировать тело ребенка в процессе движения встроенными ремнями безопасности. Нарушение водителями данных требований наказывается высоким штрафом в соответствии со статьей 12.23 КоАП РФ. В случае же ДТП с тяжелыми последствиями, связанными со смертью или причинением ребенку серьезных травм и увечий, за неисполнение требований ПДД виновник может быть привлечен также и к уголовной ответственности.

Два детских кресла на заднее сиденье

Основные требования к детским удерживающим устройствам

На сегодняшний день в России разработан специальный ГОСТ 41.44-2005, определяющий полный перечень основных требований к устройству, особенностям и качеству производства детских автокресел, а также к системе их испытаний на безопасность. Действующий российский стандарт является нормативным документом, созданным на базе общеевропейских Правил ЕЭК ООН № 44 в редакции №3 (эта редакция действовала в Европе с 1995 по 2009 год), и адаптированным под отечественные условия.

Европа с 2009 года руководствуется более строгим и современным стандартом 4-й редакции ECE R44/04 (разработан и утвержден в июне 2005 года), поэтому следует ожидать, что и российский ГОСТ вскоре может претерпеть определенные изменения, связанные с ужесточением базовых требований к автомобильным устройствам безопасности для детей.

Детское кресло от года до 4-х

Современные детские удерживающие устройства (ДУУ) должны обладать следующими обязательными свойствами:

  1. максимально возможная степень защищенности ребенка от повреждений и травм при столкновениях автомобиля с препятствиями, применении экстренных торможений и совершении резких маневров. При этом вероятность травмирования самим устройством водителя и других пассажиров в этих случаях должна быть сведена к минимуму;
  2. удобство и комфортность размещения и длительного нахождения ребенка внутри ДУУ при дальних поездках. Эти параметры особенно важны, так как маленькие дети в некомфортных условиях могут сильно капризничать, отвлекая тем самым водителя от процесса управления машиной;
  3. простота посадки ребенка в ДУУ и высадки из него.

Это важно: В соответствии с Правилами ЕЭК ОНН № 44 любой производитель детских автокресел обязан после выпуска очередных 5 тысяч экземпляров отправлять одно серийное устройство в специальную испытательную лабораторию для проведения омологационных тестов. Таким образом международные институты осуществляют постоянный мониторинг соответствия выпускаемых изделий установленным нормам безопасности.

Детский треугольник на ремень безопасности

Виды автокресел и системы их крепления

Сегодня в мире действует единая классификация ДУУ, разделенная на несколько групп по максимальному весу ребенка:

Группа Возраст Вес Направление установки Примечание
«0» 0-6 месяцев До 10 кг Боком к движению
«0+» 0-1 год До 13 кг По движению/против движения Ширина ремней — не менее 25 мм
«I» 9 месяцев — 4 года От 9 до 18 кг По движению/против движения Ширина ремней — не менее 25 мм
«II» 3 года — 7 лет От 15 до 25 кг По движению Ширина ремней — не менее 38 мм. Наличие регулируемой спинки или подголовника
«III» 6-12 лет От 22 до 36 кг По движению Ширина ремней — не менее 38 мм. Наличие регулируемой спинки или подголовника

Устройства первых двух групп («0» и «0+») называют еще автоколыбелями (автолюльками). Изделия других групп уже относятся к полноценным детским автомобильным сиденьям.

Для всех выпускаемых ДУУ в соответствии с правилами устанавливаются типы разрешений на использование в различных ТС:

  • универсальное разрешение. Такие автокресла допускается устанавливать на всех марках и моделях авто;
  • полууниверсальное разрешение. Существуют некоторые ограничения по использованию автокресел в конкретных моделях;
  • для определенных ТС. Существует строго ограниченный перечень марок и моделей машин, на которых устройства могут применяться.

ДУУ, прошедшее сертификацию, должно нести на себе знак соответствия, выполненный в виде окружности с буквой E внутри. Цифра рядом с буквой E обозначает страну, проводившую сертификацию. Помимо знака соответствия маркировка изделия должна содержать информацию о типе разрешения, весе и индивидуальном номере испытаний.

Крепление ДУУ к штатным сиденьям может осуществляться ремнями безопасности либо креплением «Isofix». Иногда в качестве дополнительного элемента под автокреслом может применяться платформа («бустер»), обеспечивающая наилучшее положение устройства с ребенком по отношению к удерживающим ремням.

Важно: на автомобилях с подушкой безопасности переднего пассажира функция срабатывания подушки при установке ДУУ должна быть отключена! Если ее отключение в авто не предусмотрено, устанавливать ДУУ на переднем сиденье нельзя!

Ребенок под ремнем без кресла

Правила выбора и эксплуатации ДУУ

Рекомендации по выбору и приобретению ДУУ:

  • покупать устройства необходимо в специализированных торговых точках, имеющих подлинные сертификаты соответствия изделий и обученный персонал, способный оказать качественную помощь в выборе подходящей модели;
  • устройство должно маркироваться знаком соответствия ECE R44/04;
  • ДУУ должно соответствовать автомобилю по типу крепления, размерам и пр.;
  • ДУУ должно максимально соответствовать физиологическим параметрам ребенка. Нельзя покупать изделие «на вырост», такой образец не гарантирует необходимый уровень безопасности ребенка в случае попадания в ДТП;
  • ДУУ для малышей должно иметь возможность его наклона в нескольких положениях для обеспечения комфортных условий сна;
  • обивка устройства должна легко отстегиваться или сниматься для проведения с нею необходимых гигиенических процедур;
  • материал обивки ДУУ должен обладать хорошей воздухопроницаемостью для обеспечения вентиляции и недопущения перегрева тела ребенка.

Основные правила эксплуатации ДУУ:

  • для каждого ребенка в автомобиле должно быть предусмотрено индивидуальное ДУУ;
  • перед началом движения необходимо обязательно проверять надежность крепления ДУУ;
  • применять устройства надо во всех случаях перевозки детей, потому что обязательность использования ДУУ никак не зависит от длительности поездки;
  • при использовании штатных автомобильных ремней фиксации необходимо следить, чтобы они проходили строго через плечо и по поясу ребенка;
  • необходимо своевременно производить подгонку и изменять настройки ДУУ при взрослении ребенка или заменять устройство на новое.

Перспективы развития стандарта безопасности для детей

Во всем мире к проблеме обеспечения детской безопасности в ТС приковано повышенное внимание. Действующий стандарт, к сожалению, не обеспечивает в полной мере защиту маленьких пассажиров при различных видах ДТП (особенно при боковых столкновениях). Поэтому комитет экспертов под эгидой ООН разработал и приготовил к внедрению новый стандарт i-Size, состоящий из трех составных частей: ECE R129 (требования к ДУУ), ECE R16 (требования к фиксирующим ремням и устройствам ISOFIX, ECE R14 (требования к якорному устройству и элементам пола машины).

В стандарте i-Size акцент сделан на решении проблем неправильного использования ДУУ, защиты при боковых столкновениях и задании новых условий проведения краш-тестов.
Внедрение регламента i-Size на ДУУ позволит сделать транспортировку детей автомобилями более безопасной не только за счет технических усовершенствований самих устройств, но и путем строгой регламентации их изготовления и использования в машинах.