Детские автомобильные удерживающие устройства: классификация, правила выбора и особенности эксплуатации
Вопросы обеспечения максимальной безопасности детей при перевозке их автомобильным транспортом находятся на особом контроле государства и четко регламентируются ПДД РФ. В соответствии с п. 22.9 этого документа транспортировку детей в возрасте до 12-ти лет можно осуществлять только при наличии в автомобиле детского удерживающего устройства (ДУУ) либо иных средств, позволяющих надежно и безопасно фиксировать тело ребенка в процессе движения встроенными ремнями безопасности. Нарушение водителями данных требований наказывается высоким штрафом в соответствии со статьей 12.23 КоАП РФ. В случае же ДТП с тяжелыми последствиями, связанными со смертью или причинением ребенку серьезных травм и увечий, за неисполнение требований ПДД виновник может быть привлечен также и к уголовной ответственности.
Содержание
Основные требования к детским удерживающим устройствам
На сегодняшний день в России разработан специальный ГОСТ 41.44-2005, определяющий полный перечень основных требований к устройству, особенностям и качеству производства детских автокресел, а также к системе их испытаний на безопасность. Действующий российский стандарт является нормативным документом, созданным на базе общеевропейских Правил ЕЭК ООН № 44 в редакции №3 (эта редакция действовала в Европе с 1995 по 2009 год), и адаптированным под отечественные условия.
Европа с 2009 года руководствуется более строгим и современным стандартом 4-й редакции ECE R44/04 (разработан и утвержден в июне 2005 года), поэтому следует ожидать, что и российский ГОСТ вскоре может претерпеть определенные изменения, связанные с ужесточением базовых требований к автомобильным устройствам безопасности для детей.
Современные детские удерживающие устройства (ДУУ) должны обладать следующими обязательными свойствами:
- максимально возможная степень защищенности ребенка от повреждений и травм при столкновениях автомобиля с препятствиями, применении экстренных торможений и совершении резких маневров. При этом вероятность травмирования самим устройством водителя и других пассажиров в этих случаях должна быть сведена к минимуму;
- удобство и комфортность размещения и длительного нахождения ребенка внутри ДУУ при дальних поездках. Эти параметры особенно важны, так как маленькие дети в некомфортных условиях могут сильно капризничать, отвлекая тем самым водителя от процесса управления машиной;
- простота посадки ребенка в ДУУ и высадки из него.
Это важно: В соответствии с Правилами ЕЭК ОНН № 44 любой производитель детских автокресел обязан после выпуска очередных 5 тысяч экземпляров отправлять одно серийное устройство в специальную испытательную лабораторию для проведения омологационных тестов. Таким образом международные институты осуществляют постоянный мониторинг соответствия выпускаемых изделий установленным нормам безопасности.
Виды автокресел и системы их крепления
Сегодня в мире действует единая классификация ДУУ, разделенная на несколько групп по максимальному весу ребенка:
Группа | Возраст | Вес | Направление установки | Примечание |
«0» | 0-6 месяцев | До 10 кг | Боком к движению | |
«0+» | 0-1 год | До 13 кг | По движению/против движения | Ширина ремней — не менее 25 мм |
«I» | 9 месяцев — 4 года | От 9 до 18 кг | По движению/против движения | Ширина ремней — не менее 25 мм |
«II» | 3 года — 7 лет | От 15 до 25 кг | По движению | Ширина ремней — не менее 38 мм. Наличие регулируемой спинки или подголовника |
«III» | 6-12 лет | От 22 до 36 кг | По движению | Ширина ремней — не менее 38 мм. Наличие регулируемой спинки или подголовника |
Устройства первых двух групп («0» и «0+») называют еще автоколыбелями (автолюльками). Изделия других групп уже относятся к полноценным детским автомобильным сиденьям.
Для всех выпускаемых ДУУ в соответствии с правилами устанавливаются типы разрешений на использование в различных ТС:
- универсальное разрешение. Такие автокресла допускается устанавливать на всех марках и моделях авто;
- полууниверсальное разрешение. Существуют некоторые ограничения по использованию автокресел в конкретных моделях;
- для определенных ТС. Существует строго ограниченный перечень марок и моделей машин, на которых устройства могут применяться.
ДУУ, прошедшее сертификацию, должно нести на себе знак соответствия, выполненный в виде окружности с буквой E внутри. Цифра рядом с буквой E обозначает страну, проводившую сертификацию. Помимо знака соответствия маркировка изделия должна содержать информацию о типе разрешения, весе и индивидуальном номере испытаний.
Крепление ДУУ к штатным сиденьям может осуществляться ремнями безопасности либо креплением «Isofix». Иногда в качестве дополнительного элемента под автокреслом может применяться платформа («бустер»), обеспечивающая наилучшее положение устройства с ребенком по отношению к удерживающим ремням.
Важно: на автомобилях с подушкой безопасности переднего пассажира функция срабатывания подушки при установке ДУУ должна быть отключена! Если ее отключение в авто не предусмотрено, устанавливать ДУУ на переднем сиденье нельзя!
Правила выбора и эксплуатации ДУУ
Рекомендации по выбору и приобретению ДУУ:
- покупать устройства необходимо в специализированных торговых точках, имеющих подлинные сертификаты соответствия изделий и обученный персонал, способный оказать качественную помощь в выборе подходящей модели;
- устройство должно маркироваться знаком соответствия ECE R44/04;
- ДУУ должно соответствовать автомобилю по типу крепления, размерам и пр.;
- ДУУ должно максимально соответствовать физиологическим параметрам ребенка. Нельзя покупать изделие «на вырост», такой образец не гарантирует необходимый уровень безопасности ребенка в случае попадания в ДТП;
- ДУУ для малышей должно иметь возможность его наклона в нескольких положениях для обеспечения комфортных условий сна;
- обивка устройства должна легко отстегиваться или сниматься для проведения с нею необходимых гигиенических процедур;
- материал обивки ДУУ должен обладать хорошей воздухопроницаемостью для обеспечения вентиляции и недопущения перегрева тела ребенка.
Основные правила эксплуатации ДУУ:
- для каждого ребенка в автомобиле должно быть предусмотрено индивидуальное ДУУ;
- перед началом движения необходимо обязательно проверять надежность крепления ДУУ;
- применять устройства надо во всех случаях перевозки детей, потому что обязательность использования ДУУ никак не зависит от длительности поездки;
- при использовании штатных автомобильных ремней фиксации необходимо следить, чтобы они проходили строго через плечо и по поясу ребенка;
- необходимо своевременно производить подгонку и изменять настройки ДУУ при взрослении ребенка или заменять устройство на новое.
Перспективы развития стандарта безопасности для детей
Во всем мире к проблеме обеспечения детской безопасности в ТС приковано повышенное внимание. Действующий стандарт, к сожалению, не обеспечивает в полной мере защиту маленьких пассажиров при различных видах ДТП (особенно при боковых столкновениях). Поэтому комитет экспертов под эгидой ООН разработал и приготовил к внедрению новый стандарт i-Size, состоящий из трех составных частей: ECE R129 (требования к ДУУ), ECE R16 (требования к фиксирующим ремням и устройствам ISOFIX, ECE R14 (требования к якорному устройству и элементам пола машины).
В стандарте i-Size акцент сделан на решении проблем неправильного использования ДУУ, защиты при боковых столкновениях и задании новых условий проведения краш-тестов.
Внедрение регламента i-Size на ДУУ позволит сделать транспортировку детей автомобилями более безопасной не только за счет технических усовершенствований самих устройств, но и путем строгой регламентации их изготовления и использования в машинах.