Медленно прогревается двигатель? Или, наоборот, перегревается? Причина может быть в вышедшем из строя термостате.
От исправности термостата прямо зависит работа двигателя и комфорт людей в салоне. Поменять штатный холодный термостат на «горячий» зимний несложно, но при выборе замены лучше придерживаться рекомендаций производителя и выбирать детали с температурой срабатывания 85 ºС.
Что это такое, как оно работает, зачем нужно, как самостоятельно определить неисправность и заменить термостат на LADA Granta с 8- и 16-клапанными двигателями — ниже.
Расположение и принцип действия
В зависимости от температуры охлаждающая жидкость циркулирует по малому (рубашка двигателя, радиатор отопителя, дроссельная заслонка) или большому кругу (рубашка двигателя, радиаторы отопителя и охлаждения, дроссельная заслонка). По малому кругу антифриз циркулирует до тех пор, пока не нагреется до 77–93 ºС. Это нужно для быстрого прогрева частей двигателя и моторного масла.
По достижении указанной температуры жидкость начинает проходить через радиатор охлаждения. Для автоматического переключения между малым и большим кругом и нужен термостат.
Это небольшой механизм, установленный на левом торце блока цилиндров (по ходу движения автомобиля). Он состоит из термоэлемента, упорной пружины и металлического корпуса.
Термоэлемент представляет собой металлический баллон с выступом-тарелкой и выдвигающимся штоком. Баллон упирается штоком и выступом-тарелкой в корпус термостата. Внутри баллона — синтетический воск. При нагревании последний расширяется, выталкивая шток из корпуса термоэлемента.
Создаваемого усилия достаточно, чтобы сжать упорную пружину на несколько миллиметров, и термоэлемент сдвигается внутри узла, открывая канал для циркуляции ОЖ по большому кругу. При охлаждении воск сжимается, канал закрывается, и жидкость вновь циркулирует по малому кругу.
Срок службы
Заявленный ресурс оригинальных запчастей — 60–70 тысяч километров пробега. Реальный ресурс — более 80 тысяч километров пробега при регулярном техническом обслуживании.
Признаки и причины выхода из строя
Симптом | Причина |
---|---|
Термометр показывает 90°С и больше, а верхний патрубок, ведущий к радиатору охлаждения, холодный на ощупь | Термостат заклинило в закрытом положении и охлаждающая жидкость не циркулирует по большому кругу |
Мотор медленно прогревается, верхний патрубок, ведущий к радиатору охлаждения, теплый после запуска, а показания термометра часто меняются | Термостат заклинило в открытом положении или изношено посадочное место в корпусе для тарелки на термоэлементе |
Снижение уровня ОЖ в расширительном бачке и лужа под автомобилем в районе стыка коробки передач и двигателя | Повреждена уплотнительная прокладка между термостатом и блоком цилиндров или ослабла затяжка хомутов на патрубках |
Решение проблемы с рабочей температурой 77–80ºС
С завода на «Ладу-Гранту» устанавливается деталь с температурой срабатывания 85±2 ºС, и термометр во время поездки должен показывать аналогичные значения. Однако на практике они меньше. Это связано с тем, что штатный термостат срабатывает не при 85±2 ºС, как выбито у него на корпусе, а при температуре 77–93 ºС. Согласно предписанию № 20–14 от «АвтоВАЗа», это нормально, так как ЭБУ двигателя настроен с учетом особенностей конструкции системы охлаждения со штатным термостатом. На расход топлива и износ деталей мотора низкая, в сравнении моделями «Самара», «Калина», «Приора» (90 ºС и выше), рабочая температура не влияет.
Из-за этого двигатель в движении не прогревается выше 80 ºС, отопитель греет хуже. Для решения этой проблемы устанавливают термостат или термоэлемент с температурой срабатывания 92 градуса, который производители называют зимним.
Артикулы (каталожные номера)
Оригинал
На все модели двигателей (21116, 11183, 11186, 21126) Lada Granta устанавливается одна модель термостата. В каталоге оригинальных запчастей он обозначен кодом 21900-1306010.
Запчасти от других моделей Lada с такими же моторами не подойдут, так как различаются крепления к блоку цилиндров. Также при замене может потребоваться уплотнительная прокладка. Ее каталожный номер — 21100-1303017-00.
Аналоги
Самостоятельная замена
Для самостоятельной замены потребуется следующий инструмент:
- смотровая яма;
- торцевые головки: 10, 13 мм;
- крестовая отвертка;
- чистый тазик.
Все работы проводятся на остывшем двигателе!
Порядок замены следующий:
- Установить автомобиль над смотровой ямой и заблокировать задние колеса стояночным тормозом.
- Слить антифриз из системы охлаждения:
- Снять среднюю часть защиты двигателя, вывернув головкой на 10 4 болта в районе бампера и еще 2 в районе стабилизатора поперечной устойчивости.
- Открутить крышку с расширительного бачка.
- Подставить под правый (по ходу движения автомобиля) бачок радиатора охлаждения тазик.
- Открутить рукой пробку в нижней половине правого бачка радиатора и подождать, пока из него вытечет вся жидкость.
- Снять декоративную накладку на мотор (только для 21126), корпус воздушного фильтра и воздуховод системы питания (соединяет воздушный фильтр и дроссельную заслонку).
- Отсоединить датчик температуры охлаждающей жидкости от корпуса термостата.
- Ослабить с помощью отвертки хомуты на шлангах и отсоединить последние.
- Открутить головкой на 13 гайку с верхней шпильки крепления и снять с нее наконечник минусовой клеммы.
- Открутить головкой на 13 2 гайки крепления к блоку цилиндров, снять шайбы и термостат.
- Разобрать и проверить исправность.
- Заменить термоэлемент, если нужно.
- Собрать узел и установить на прежнее место.
- Установить остальные детали и залить антифриз в систему охлаждения.
Проверка снятой детали
Необходимый инструмент:
- ключ: Torx T30;
- пассатижи с тонкими губками;
- стакан с кипятком;
- чистая тряпка.
Порядок действий следующий:
- Очистить крышку детали тряпкой.
- Проверить герметичность корпуса:
- Перекрыть один из штуцеров в крышке пальцем и подуть в другой. Если воздух свободно выходит из других штуцеров, то износилось посадочное место термоэлемента. Корпус нужно заменить.
- Проверить работу термоэлемента:
- Выкрутить из крышки 3 винта ключом Т30 и снять ее.
- Нажать пассатижами на пластину, удерживающую пружину, и повернуть ее, выводя из удерживающих пазов.
- Вытащить пластину и прочие элементы.
- Опустить в стакан с кипятком термоэлемент. Шток должен начать выдвигаться. Если этого не происходит, то компонент нужно заменить.
На этом проверка узла завершена.